Привожу часть интервью между корреспондента одного журнала России с председателем Национального банка республики Казахстан - Григорием Марченко. Похоже, люди потихоньку разворачиваются в сторону многополярности...
"... по вашему мнению, как долго может еще продлиться кризис, и по какой парадигме будет дальше развиваться ситуация в мировой экономике?
Григорий Марченко: Этого никто не знает. Если на Западе вновь не возникнет какой-нибудь проблемы вроде банкротства Lehman Brothers, то, возможно, мы уже в следующем году увидим улучшение ситуации. Но кто может гарантировать, что повторения не будет?
После краха Lehman Brothers мы уже постояли на краю пропасти, когда «зашаталась» AIG, мы пережили очень напряженный момент, когда под вопросом оказалась покупка Merrill Lynch. И хотя сейчас ситуация кажется более стабильной, фактом остается одно: мы играли и продолжаем играть по их правилам. Если они у себя что-то упустят, и начнется третья фаза кризиса, то какими бы умными мы ни были в России и в Казахстане, мы снова пострадаем. А сколько продлится эта третья фаза, и чем она закончится, - это уж точно никому сейчас неизвестно. Нам остается только надеяться, что развития ситуации по худшему сценарию удастся избежать, и что в дальнейшем мы будем играть по правилам, более справедливым и менее зависимым от Нью-Йорка и Лондона.
– Но не можем же мы совсем отказаться от их правил?
Григорий Марченко: Нет, конечно. И не надо уходить - надо просто создавать мультиполярный финансовый мир.
– В котором будет несколько резервных валют? Реально ли рублю стать одной из них?
Григорий Марченко: Рубль, конечно, в регионе содружества государств мог бы играть большую роль. Но при этом все «аккуратно» забывают тот факт, что даже в докризисное время российские государственные компании предпочитали получать оплату за свою продукцию, поставляемую в страны СНГ, в долларах, а не в рублях. Если уж они не брали свою национальную валюту - причем даже в перио ды, когда она укрепляется к доллару - чего же тре бовать от остальных? Можно ли требовать, чтобы ею пользовались в расчетах компании других стран? Пусть Россия сначала воспитает уважение к рублю у собственных граждан, а потом уже настаи вает на придании ему статуса мировой резервной валюты."